У ралли непростая история. Впервые гонки прошли в 1927 году. Их великолепно описал Ремарк в романе "Жизнь взаймы". Но в 1957 году из-за автокатастрофы, унесшей несколько жизней, Mille Miglia запретили и возродили лишь в 1975 году. С одним условием - никакого экстрима и высоких скоростей. Выйти на старт гонок могут только те модели машин, которые учавствовали в них с 1927 по 1957 год. Так что у насших "Побед" и "Чаек" шансов нет. Зато здесь можно увидеть, как за расфуфыренными Maserati и Lamborgini следуют малюсенькие Fiat. На первый взгляд демократично. Если бы не их стоимость, способная конкурировать с ценой современных BMW. Кстати, в музее Mille Miglia находится трогательный трёхколёсный "кубик" со значком "Баварского механического". Его лобовое стекло одновременно является дверцей. Итальянцы окрестили модель "холодильником". Такие машины когда-то учавствовали в ралли, но ни одна не дошла до финиша. Хотя если сегодня какой-нибудь коллекционер захочет выступить в таком "холодильнике", ему не откажут.
Гонка стартует в городке Брешия. Занимает это действо без малого день. Вначале машины прибывают на центральную площадь, затем рассредотачиваются по улицам городка, превращая их в выставку раритетных моделей (в ралли принимает участие почти 400 машин). Следов времени на них не заметно. Отполированные капоты, элегантные салоны и столь же эффективные водители.
Вечером состоится официальный старт гонок. Одна за другой машины въезжают на специальный подиум. Ведущий объявляет марку, год выпуска и состав экипажа. Кстати, в 2008 году в ралли учавствовал Юрий Лужков и Елена Батурина на британском родстере Lagonda LG45 середины 1930-х годов.
После старта кортеж двигается к Риму, минуя Верону и Сан-Марино. Вдоль дорог выстаиваются толпы зевак. Кто-то распевает народные песни, кто-то пляшет на парапетах. В Риме машины следуют парадом по центру города, собирая невероятные овации. Итальянцы никогда не сдерживают эмоции.
Утром автомобили двигаются обратно в Брешию. Только другим маршрутом - через Сиену, Флоренцию и, разумеется, Парму. Соревноваться водителям непросто: с одной стороны - азарт, а с другой - строгий скоростной режим, нарушать который запрещено.